Прогулки по улицам Кишинёва
Давайте, ребята, ещё немного побудем на Рышкановке. Сегодня мы «пройдёмся» по центральной улице района — МОСКОВСКОМ ПРОСПЕКТЕ.
До Москвы — 1 час 45 минут. Об этом знал каждый кишиневец, бывавший на Рышкановке. В 70- 80-е гг., когда рекламы не было, светящаяся вечерами реклама Аэрофлота на первой многоэтажке Московского проспекта, кидалась в глаза, как только троллейбус въезжал на Рышкановку.
Главной магистралью Рышкановки Московский проспект стал в середине 60-х годов. В 1972 г. троллейбусную линию дотянули до ул. Студенческой, где и сегодня завершается Московский проспект – ни разу не переименованная с момента создания улица молдавской столицы.
Пара сотен домов под камышовыми крышами, церковь Константина и Елены на холме, построенная на средства Константина Рышкану в 1777 году – вот и вся Рышкановка на тот момент. К началу XX вв. на этой территории начинают появляться мелкие промышленные предприятия, в 30-е – аэродром. Жилой фонд расширяется понемногу, оставаясь по-прежнему «сельским» — в основном глинобитные мазанки с палисадниками за заборами.
Строительство 3-х, 4-х и 5-этажных домов (хрущёвок) началось в конце 1950-х годов. Тогда Рышкановка и перешла в ранг нового микрорайона, перестав быть предместьем города. Московский проспект появился еще позже – когда хрущевки стали считать пережитком прошлого и рвались улучшить свои жилищные условия в более просторных и комфортных квартирах. Застраивался Московский проспект именно такими домами.
Были возведены производственные и бытовые корпуса завода Мезон, специализировавшегося на изготовлении компьютерных чипов и микросхем. Он был больше, чем казался — 36 тыс. кв. м цехов находились под землей, что оберегало высокоточное производство от пыли и вибрации.
После землетрясения 1977 года появился дом, который выделялся восточным орнаментом и необычной формой балконов. Надпись Ташкент на нем сообщала о том, что дом – ответный подарок от Узбекистана (в 1966 году после сильного землетрясения, в узбекской столице молдавские строители возвели два жилых дома, поликлинику и детский сад, украшенные молдавским орнаментом — гроздями винограда).
В 1980-х годах в самом конце Московского проспекта были построены корпуса Кишиневского политехнического института (так появилась улица Студенческая).
На проспекте сегодня множество магазинов и торговых центров, ресторанов, кафе, баров. Изначально там был один ресторан — Пловдив, а вот магазинов всегда было немало.
Пожалуй, самый знаменитый магазин – Haine gata, занимавший целый квартал.
А троллейбусную остановку, где сейчас раскинулся парк с мемориальным комплексом Сынам отечества — священная память — памяти солдат, павших в афганской войне (открыт в 20 мая 2007г.), многие еще помнят как остановку «Магазин «Океан». В одном из жилых домов, что слева ограждают сквер, находился большой рыбный магазин, куда кишиневцы ездили со всех концов города за приобретением даров моря.
До 1980 года Московский проспект по своей сути был бульваром – на нем имелся разделяющий проезжую часть газон. В год проведения Олимпийских игр в Москве (6 июля 1980 г.), проспект реконструировали, убрав разделительный газон, положили асфальт очень высокого качества.
И сейчас Московский проспект – самая широкая магистраль на Рышкановке. Вдоль проспекта, по обеим его сторонам растут каштаны, в некоторых местах даже в два ряда. На этом зеленом проспекте с просторными тротуарами растут также рябины, платаны, березы.
Multumesc pentru poze si explcatii.
Mulțumim că ați ”trecut” pe la noi! Plăcerea a fost de patrea noastră!
Здравствуйте, большое спасибо за очень познавательные и интересные экскурсии.
Я жил в Кишиневе с 1956г по 1974г. Не могли бы Вы помочь мне в двух вопросах.
1. Первый мой адрес проживания ул Ткаченко 21. Есть ли шанс найти какие либо фотоматериалы этой улицы. Я нашел только фото со стороны ул. Ленина.
2. Второй мой адрес ул Алешина 2а. Нельзя ли где-нибудь найти информацию в каком году он заселен?
Заранее благодарен за любую информацию.
Добрый день, Анатолий Михайлович! Спасибо что “гуляете” с нами по Кишинёву. Про улицу Алёшина я знаю только то, что высотки на ней начали строить в 70-е годы. Что касается фотографий – попробуйте порыться в http://oldchisinau.com/